часы для сайтов |
Параметры срабатывания любого устройства релейной защиты
должны отвечать требованиям, изложенным ПУЭ [1] (см. главы 3.2, 5.3).
Для
правильного выбора уставок срабатывания в руководствах по эксплуатации цифровых
устройств релейной защиты, выпускаемых НТЦ «Механотроника», традиционно
приводились методики их расчета только для наиболее сложных алгоритмов защиты.
В связи со значительным увеличением количества выпускаемых
цифровых устройств и выдвижением новых требований организациями, проводящими
аттестацию цифровых устройств для применения их на объектах ОАО «ФСК ЕЭС», в
эксплуатационную документацию были введены
методики расчета уставок для всех алгоритмов защиты, предусмотренных в
цифровых устройствах производства НТЦ «Механотроника».
Для этого предприятие разработало методические указания по
расчетам уставок, которые полностью учитывают:
-
требования и рекомендации, изложенные в ПУЭ;
-
особенности алгоритмов защиты, используемых в цифровых блоках серий БМРЗ и
БМРЗ-100.
Разработка
методических указаний была выполнена специалистами НТЦ «Механотроника» при
участии к.т.н. Соловьёва А.Л., заведующего кафедрой релейной защиты и
автоматики электрических станций, сетей и систем Петербургского Энергетического
института повышения квалификации.
Настоящая публикация открывает серию статей в которых
приведены методики расчета уставок, иллюстрированные практическими примерами.
Согласно ПУЭ [1] однорелейная
токовая отсечка[1] , защищающая
от многофазных замыканий, в обязательном порядке должна быть предусмотрена для
электродвигателей мощностью менее 2 МВт.
В тех случаях, когда
однорелейная токовая отсечка не удовлетворяет требованиям чувствительности, то
для защиты электродвигателей мощностью менее 2 МВт можно использовать
двухрелейную токовую отсечку.
Сразу необходимо отметить,
что однорелейная токовая отсечка, в которой использован сигнал, получаемый как
разность токов двух фаз, имеет в раз худшую
чувствительность, чем двухрелейная схема с двумя трансформаторами тока [2].
ПУЭ рекомендует применять
двухрелейную токовую отсечку для защиты электродвигателей мощностью 2 МВт и
более, имеющих
защиту от однофазных замыканий на землю, действующую на отключение.
Если же защита от
однофазных замыканий на землю отсутствует, то для электродвигателей мощностью 2
МВт и более следует применять
трехрелейную токовую отсечку с тремя трансформаторами тока.
ПУЭ допускает применять
двухрелейную токовую отсечку для защиты электродвигателей мощностью 2 МВт и
более, не имеющих защиты от однофазных замыканий на землю. Однако в этом случае
необходимо дополнительно предусмотреть защиту от двойных замыканий на землю.
Наиболее просто и полно
все требования, изложенные в ПУЭ, реализуются при использовании серийно
выпускаемых устройств
БМРЗ и БМРЗ-100 предназначенных для защиты синхронных и асинхронных
электродвигателей. В ряде исключительных случаев для этих же целей возможно
применить устройства БМРЗ и БМРЗ-100 для защиты кабельных и воздушных линий.
Для защиты асинхронных и синхронных электродвигателей используется
первая ступень алгоритма максимальной токовой защиты МТЗ с нулевой выдержкой
времени.
Упрощенная функциональная схема этого алгоритма приведена на рис. 1.
|
Рис. 1 Схема алгоритма
максимальной токовой защиты (ТО - первая ступень
МТЗ) по [4] |
При превышении
любым из фазных токов IA, IB, IC уставки соответствующего
компаратора 1-3 возникает сигнал «Пуск I>»[2] и при отсутствии блокирующих
сигналов начинает отсчет времени
элемент выдержки времени 5.
При использовании
первой ступени МТЗ в качестве токовой отсечки ТО выдержка времени
устанавливается равной нулю. Поэтому сигнал «Откл. I >» на выходе алгоритма появляется после сигнала «Пуск I>» без временной задержки.
Блокирование
срабатывания любой ступени МТЗ выполняется элементом 4 как
внешним сигналом, так и в цикле АПВ. Сигнал блокирования поступает на элемент 13.
В связи с тем, что
в данном алгоритме устанавливается нулевое значение выдержки времени, то
необходимость ускорения срабатывания алгоритма (при ручном включении
выключателя или в цикле АПВ) отсутствует
В устройствах
серий БМРЗ и БМРЗ-100 предусмотрено необходимое количество цифровых реле
максимального тока для каждой фазы, поэтому применение предусмотренной в ПУЭ
отсечки в виде однорелейной схемы на наш взгляд так же нецелесообразно.
Рассмотрение
методики расчета уставок для ТО сопровождается практическими примерами, в
которых используется асинхронный
двухскоростной двигатель АДО-1600/1000-10/12 с прямым пуском на 1-й скорости.
Исходные данные для расчета:
Мощность на валу двигателя для 1-ой скорости:
Мощность на валу двигателя для 2-ой скорости:
Коэффициент мощности для 1-ой скорости:
Коэффициент мощности для 2-ой скорости:
Номинальное напряжение:
КПД для 1-ой скорости:
КПД для 2-ой скорости:
Кратность пускового тока для 1-ой скорости:
Кратность пускового тока для 2-ой
скорости:
Значение тока трехфазного КЗ на вводах
питания электродвигателя:
Двигатель участвует в процессе
самозапуска, который может осуществляться как на 1-ой, так и на 2-ой скорости.
Максимальное
сопротивление токовых цепей со стороны питания электродвигателя (проектное
значение) – не более 0,5 Ом.
Для расчета уставок токовой отсечки необходимо знать
номинальный ток электродвигателя. Если значение этой характеристики не
приведено в документации двигателя, определить его можно по формуле (1):
|
А, (1) |
где
- номинальная мощность электродвигателя, кВт;
- номинальное линейное действующее
напряжение двигателя, кВ;
- номинальный к.п.д.
электродвигателя;
- номинальный коэффициент мощности
электродвигателя.
Пример: 1.1 Значение номинального тока для выбранного нами электродвигателя при
работе на 1-й скорости согласно формуле (1) будет равно:
1.2 Номинальный ток
выбранного нами электродвигателя при
работе на 2-ой скорости определим также по формуле (1):
|
По номинальному току
электродвигателя необходимо выбрать трансформаторы
тока (сигнал с их вторичных обмоток поступает на токовые входы IA, IB, IC цифрового устройства, показанные на рис. 1)
с таким
коэффициентом трансформации, чтобы при номинальном токе электродвигателя
вторичный ток не превышал 5 А. Рекомендуемый диапазон изменения вторичного тока
от 1 до 4 А.
Пример: 1.3 Для найденного по соотношению (1.1) значения тока (197, 3 А)
предварительно выбираем трансформаторы тока ТЛМ10-5-82 с сердечником типа Р и
коэффициентом трансформации kтр = 200/5. При кратности тока до 17 и максимальном сопротивлении
токовых цепей не более 0,5 Ом трансформаторы тока этого типа имеют
погрешность не более 10 % [3]. Указанная кратность тока соответствует току в
первичной обмотке 3400 А (17х200 А). |
Для оценки пригодности выбранного
трансформатора тока по погрешности, соответствующей предельной кратности тока
необходимо
определить максимальные броски пускового тока
электродвигателя
(рис. 2)
|
Рис. 2 Пример пусковой характеристики
электродвигателя |
Принято считать, что процесс пуска
электродвигателя завершен, когда пусковой ток станет меньше 1,25 Iном. дв..
Значение максимального пускового тока при
прямом пуске электродвигателя с учетом апериодической составляющей находят по
формуле (2):
|
А
(2) |
где - коэффициент,
учитывающий апериодическую составляющую пускового тока машины, принимается 1,8;
- кратность
пускового тока машины (как правило, 3 ÷ 8).
Пример: 1.
4. При самозапуске электродвигателя на 1-й скорости максимальный бросок пускового тока согласно формуле
(2) составит:
1.5
Максимальный бросок тока
самозапуска электродвигателя при его работе на 2-й скорости составит:
|
Уставку срабатывания ТО I>>> выбирают такой, чтобы выполнялось соотношение (3):
|
(3) |
Пример: 1.6 Используя соотношение (3) выбираем уставки
срабатывания алгоритма ТО для первой и второй скоростей одинаковыми и равными . |
При расчете уставок для двигателей с реакторным пуском максимальный бросок пускового тока двигателя при
реакторном пуске определяют по формуле (4):
|
А, (4) |
где - индуктивное
сопротивление сети,
- индуктивное сопротивление реактора.
Значение полного пускового сопротивления двигателя, входящее в формулу
(4) находят по соотношению (5)
|
Ом, (5) |
Обоснование этой формулы можно найти в работе [5] на стр. 22. Полученное
таким образом значение используют в соотношении (3).
Для двигателя, работающего в режиме самозапуска, значение
тока полученное по формулам (2) или (4) необходимо увеличить
в
1,3
– 1,4 раза, так как в этом режиме напряжение на двигателе может достигать 1,3-
1,4 номинального значения.
Выбранный ранее трансформатор тока (см. п. 1.3 Примера)
проверяем на соблюдение требования, установленного в п.п. в п. 3.2.29
ПУЭ
[1]
(1,1 I>>>) < (кТ
х I ном) |
(6) |
Где кТ - кратность тока КЗ при допустимой
погрешности 10%
I ном – номинальный первичный ток трансформатора тока
Пример: 1.7 Вычисляем
Из соотношения (6-1) видно, что требование (6)
при применении данного трансформатора тока не выполняется. |
В связи с тем, что погрешность выбранного ранее
трансформатора тока с коэффициентом трансформации kтр =
200/5 превышает 10% при токе двигателя, превышающем уставку срабатывания на 10
% (),выбираем трансформаторы тока этого же типа, но с
коэффициентом трансформации 300/5.
Проверим выполнения требования (6) для такого
трансформатора.
Пример: 1.8
Находим
Как видно из соотношения (6-2) при той
же допустимой кратности тока 17 погрешность трансформаторов тока не будет
превышать 10% даже при токе, равном 5100 А (17Х300А) и максимальном
сопротивлении токовых цепей не более 0,5 Ом |
Убедившись в том. что выбранные трансформаторы тока
соответствует требованиям, изложенным в ПУЭ, продолжим дальнейшие расчеты.
Значение тока двухфазного КЗ на вводах питания
электродвигателя определяем по формуле (7):
|
А, (7) |
где - значение тока
трехфазного КЗ на вводах питания электродвигателя (см. выше исходные данные для
расчета).
Пример: 1.9 Расчетный ток двухфазного КЗ на вводах питания
электродвигателя составит:
|
Коэффициент чувствительности защиты при
двухфазном КЗ находим по формуле (8):
|
(8) |
Данный коэффициент чувствительности представляет собой отношение
расчетного значения фазного тока при металлическом КЗ в пределах защищаемой
зоны к фазному току, соответствующему
срабатыванию защиты.
Пример: 1.10 Коэффициент
чувствительности защиты при двухфазном КЗ находим по соотношению (8):
1.11 Поскольку коэффициент
чувствительности ТО оказался больше 2, нет необходимости применять
дополнительно дифференциальную защиту для защиты данного двигателя от
междуфазных КЗ. Алгоритм
защита от междуфазных КЗ работает без выдержки времени, как и ТО. |
В заключение отметим, что при расчете уставок для синхронного
двигателя следует учитывать, что машина запускается в асинхронном режиме,
поэтому значение броска пускового тока находят аналогично тому, как это было
сделано в приведенных примерах.
Отстройка ТО выполняется от двух
параметров:
- броска апериодической составляющей
пускового тока;
- тока несинхронного включения
двигателя.
Литература:
1. Правила устройства
электроустановок. М.: Госэнергонадзор России, 1998 год, 608 с.
2. Александров
А.М. Выбор уставок срабатывания защит асинхронных электродвигателей напряжением
выше 1 кВ. СПб: ПЭИПК, 2010
3. Королев Е.П., Либерзон Э.М. Расчеты допустимых нагрузок
в токовых цепях релейной защиты. – М.:«Энергия», 1980/
4. Шнеерсон Э.М. Цифровая релейная защита. М.:
Энергоатомиздат, 2007, 549 с.
5. Корогодский В.И., Кужеков С.Л.,
Паперно Л.Б. Релейная защита электродвигателей напряжением выше 1 кВ. М.:Энергоатомиздат, 1987
[1] Существует мнение, что этот термин возник потому, что
алгоритм токовой отсечки обеспечивает защиту только части объекта, его отсека
(см. http://www.rza001.narod.ru/txt/shabad_2/raschet_to.htm).
[2] По традиции в цифровых
устройствах, выпускаемых НТЦ «Механотроника» характеристики первой, второй и
третьей ступеней обозначают так:
I>>> (первая ступень), I>> (вторая ступень), I> (третья ступень)